Жаркие споры о том, надо ли вернуть сочинение в качестве экзамена по литературе в общеобразовательной школе, заменив им тест ЕГЭ, не утихают. Режиссер Карен Шахназаров предложил вернуть классический экзамен, а также включить курс русской литературы в программу ВУЗов и техникумов.
Как ни странно, но 49% респондентов, опрошенных в ходе исследования порталом Superjob, высказались за предложение режиссера, касающееся средней школы.
Судя по комментариям, опрос затронул за живое. Люди старшего возраста ужасались косности речи современной молодежи, натасканной в школе на проставление галок. Кажется, все, кроме законодателей, понимают, что литература не только формирует навыки человеческого общения, развивает кругозор, лексический запас, рассказывает историю страны, но и способствует национальной самоидентификации. То, что современные выпускники не могут отличить Достоевского от Чернышевского — беда национального масштаба. А ведь классические экзамены были одной из сильных сторон советской образовательной школы.
12% опрошенных выступают за введение курса литературы в ВУЗах, 11% — против, потому что «в университетах и так слишком много предметов». Против высказались только 8%. Их страхи связаны с перегрузом детей в современных школах. Многие не понимают, зачем в профильных классах (физико-математических, химических) вводить дополнительные гуманитарные предметы в ущерб свободному времени детей. А некоторые даже считают, что литературу надо сделать предметом по выбору, чтобы не насиловать определившихся «технарей».
20% опрошенных не смогли четко выразить своего мнения. Многие из них писали, что понимают чаяния режиссера, но считают, что в современных реалиях «вырастить детей, говорящих с нами на одном языке, не выйдет». Родители школьников сомневаются, что преподавание не будет вестись спустя рукава, сейчас дело с некоторыми общеобразовательными предметами обстоит именно так.
Люди старшего возраста в основном (61%) поддержали обе части предложения режиссера.
Само за себя говорит то, что против введения изменений в основном голосовала молодежь до 24 лет (16%) и люди без полного высшего образования (14%).
По мнению психологов, возможно, это показатель протеста, нежелания насильственных нововведений. Молодые очень не любят, когда их заставляют что-то делать. И это не вопрос лени или необразованности.